Мир вам и дому вашему
Поиск по сайту:
Единство и спасение (1) 14.04.2009
[ Церковь ]

Единство и спасение (1)

В послании к Ефесянам говорится о единстве. Единство Христа и Церкви. Единство между христианами. Но нет в послании (как и во всем Новом Завете) прямого утверждения о том, что спасутся реальные члены поместной общины (не номинальные). В послании приводятся основания того, что Церковь и Христос едины.

Христос возлюбил Церковь – всех верных Ему: "Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее" (Ефес. 5:25) - предал Себя за неё. Христос – Спаситель для верных: "...Потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела" (Ефес. 5:23).

Христос примирил нас с Богом: "Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду, упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир, и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем" (Ефес. 2:14-16).

Он примирил нас между собой: "...Чтобы и язычникам быть сонаследниками, составляющими одно тело, и сопричастниками обетования Его во Христе Иисусе посредством благовествования" (Ефес. 3:6).

Христос сейчас глава Церкви: "...Которою Он воздействовал во Христе, воскресив Его из мертвых и посадив одесную Себя на небесах, превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем, и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви" (Ефес. 1:20-22).

Церковь – Его тело, Его организм: "...Которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем" (Ефес. 1:23). Организм в том смысле, что Он заботится о Церкви как любой человек о себе, о своем организме: "Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его" (Ефес. 5:29,30).

Сейчас мы едины и между собой и с Богом, на что и указывает апостол Павел в послании: "Итак я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны, со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира. Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас" (Ефес. 4:1-6).

И ещё раз апостол убедительно призывает к единству: "...Из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви" (Ефес. 4:16).

Все ясно и понятно написано. Но когда доходит до обучения единству в конкретных случаях, в жизни конкретных христиан в конкретной общине, то появляются проблемы. Какой уровень единства? Какой уровень взаимопомощи? Какой уровень единомыслия?

Если отталкиваться от того сравнения, что привел апостол и развить его, то можно увидеть какой уровень единства. В человеческом организме скоординировано движение рук и ног при ходьбе и при беге. Движутся одновременно вперед правая рука и левая нога и т.п. Скоординированы движение ног и мышц спины. Нога вперед - мышцы спины напрягаются. Тело делает некое дело – бежит – все органы взаимодействуют и не остаются в стороне. Пусть бы кто попробовал быстро бежать с руками, переплетенными на груди. Как будто бы в этой ситуации руки рассуждают так: “Это ноги вздумали куда-то бежать. А нам какое дело? Наше дело сторона”. Но именно так и может быть в общине. У одного из христиан проблемы, а другие в стороне.

Есть еще примеры хорошо скоординированного движения организма. У скалолаза во время движения по стенке постоянно сохраняются три точки опоры. Скоординированы движения машиниста экскаватора. Казалось бы, руки движутся по таким траекториям, между которыми нет совершенно ничего общего, но экскаватор работает. Пример исключительной координации движений - ловля тюленей эскимосами. Зубами тащит веревку с гарпуном, который в теле тюленя, упирается ногами изо всех сил, а руками добивает тюленя.

У христиан такое взаимодействие и координация должны проявляться и проявляются во многом. Искренность и открытость между членами тела: "Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу" (Ефес. 4:25). Недопустимо чтобы один христианин использовал другого, обманывал, недоговаривал, был камнем преткновения своими двусмысленными или греховными поступками. Христиане должны уметь прощать друг друга и всех: "...Но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас" (Ефес. 4:32). Ведь если нога человека споткнулась, то рука ногу не бьет молотком. Непримиримость между органами тела человека немыслима, абсурдна. А вот между христианами это вполне может быть. Должно же быть так, что если брат или сестра споткнулись, то все им сочувствуют: "У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но всё у них было общее" (Деян. 4:32), - и молят о них Бога, чтобы простил.

Недружная, неединая церковь подобна раскоординированному человеческому телу, как у больного церебральным параличом.

Христос не требует, чтобы христиане были территориально вместе. Даже намека о чем-то подобном нет в Новом Завете. Без повелений и без намеков возникло монашество. Если бы в Новом Завете были подобные намеки, то некоторые “святоши” в неумеренной ревности позагоняли бы всех христиан под одну крышу. Но что важно – это иметь единые мысли, единую душу, единый образ мышления: "...То дополните мою радость: имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны" (Фил. 2:2), и "Впрочем, братия, радуйтесь, усовершайтесь, утешайтесь, будьте единомысленны, мирны, - и Бог любви и мира будет с вами" (2 Кор. 13:11), и ещё: "Так мы, из усердия к вам, восхотели передать вам не только благовестие Божие, но и души наши, потому что вы стали нам любезны" (1 Фес. 2:8).

Основание для единства есть – учение Христа и Сам Христос: "Бог же терпения и утешения да дарует вам быть в единомыслии между собою, по учению Христа Иисуса" (Рим. 15:5). Способ общения оставляется христианам на их усмотрение. Но естественно, что без тесного, может даже ежедневного общения, такого единства не достичь.

Нет в Новом Завете утверждения: “Чтобы спастись, надо быть активным членом поместной общины”. То есть регулярно ходить на собрания, посещать женские уроки, детские уроки, обязательно приходить в среду на занятия. Но есть вывод: “Чтобы спастись, надо быть единомысленным и единодушным со Христом и с другими христианами.” Христианин и община сами должны, могут и выбирают способ общения. Но это не значит, что если нет описания формы общения, то не должно быть никакого. Как можно сострадать, не зная о чужой боли, о чужом страдании.

В послании к Ефесянам говорится о единстве Христа и вселенской Церкви. Но чтобы выполнить практические рекомендации, которые есть в этом послании, необходимо единство поместной церкви.

Если у христиан есть понимание того, что Тело Христово должно быть организовано и действенно и это зависит от каждого из христиан, то разделений не будет. Если помнят о Боге: "...Повинуясь друг другу в страхе Божием" (Ефес. 5:21), то будет единство.

Годами не приходит примирение между православием и католицизмом. Нет взаимного желания угодить друг другу: "Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать. Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию" (Рим. 15:1,2). Экуменизм – это попытка примириться, не согласовывая свой образ жизни со Христом. Также и между общинами одного братства порой нет мира, и это по той же причине, о Христе не помнится.

Продолжение

Валерий Колесник


  << Вернуться

1120242 (+247)
15
3
9, 3
(С) 2017, Церковь Христа (Христова) г. Киев.
Комментарии, замечания, пожелания и предложения адресуйте нашему вебмастеру