Мир вам и дому вашему
Поиск по сайту:
Что такое грех 11.06.2009
[ Закон, грех, наказание ]

Что такое грех

В наше время можно часто слышать, как люди употребляют такие слова как “грех”, “грешный”, “грешить”, и подразумевают, что это что-то неправильное. По большому счету это так и есть, хотя часто эти слова употребляются далеко не так, как их определяет Библия. Надо признать, что тема греха, - это библейская тема, поэтому нам хотелось бы рассмотреть ее с точки зрения Писания, то есть что такое грех, какие грехи бывают, к чему ведет грех, какое отношение мы должны иметь к нему, насколько он серьезен, кто виноват в грехе, и что надо сделать, чтобы решить проблему греха. В этой серии статей мы постараемся рассмотреть эти и другие темы, связанные с грехом. Важным принципом для этой (как впрочем и любой другой) библейской темы являются слова апостола Петра: “Говорит ли кто, говори как слова Божии” (1 Пет. 4:11), то есть мы будем говорить там, где говорит Библия, и молчать там, где Библия молчит.

Первое, что мы рассмотрим, так это библейское определение греха.

1) “Всякий, делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие” (1 Иоан. 3:4). Другими словами можно сказать, что грех  - это нарушение закона, и не просто закона, а закона Божьего, то есть такого закона, который был дан людям Богом, а не придуманного самими людьми. Необходимо заметить, что закон Божий существовал всегда, как со времени сотворения, так существует и в настоящее время. Прочтите следующие отрывки из послания к Римлянам - 3:20; 4:15; 5:13, и вы заметите, что если нет закона, то нет и греха. А если мы видим, что люди согрешали, то надо понимать, что они нарушали закон, преступали “черту”, проведенную Богом. Господь определяет границу, рамки, в которых должен находиться человек, и как только человек нарушает их  - грешит. Помните, что грех - это то, что человек сам делает, а не то, что он может унаследовать или получить от других. Поэтому очень важно понимать, что есть грех, а что является последствием греха. Рассмотрим некоторые примеры. Если человек употребляет наркотики (это грех), то это ведет к расстройству здоровья (физические последствия греха) и погибели души (духовные последствия греха). Если у наркомана рождается больной ребенок, то страдания этого ребенка - это физические последствия греха родителя-наркомана. Духовных последствий на себе этот ребенок испытывать не будет, так как грех не передается по наследству. (Тему “Дети и грех” мы рассмотрим в дальнейшем).

Представим, что человек переходит улицу в назначенном месте на разрешающий сигнал светофора и его сбивает машина, управляемая водителем в нетрезвом состоянии. Пешеход получает серьезные телесные травмы и становится калекой на всю оставшуюся жизнь. От этого страдает он и вся его семья. Мы видим, что из-за греха водителя-пьяницы пострадал невиновный человек и его семья (вот это и будут последствия греха водителя для этого пешехода и его родных).

2) “Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех” (Иак. 4:17). Иногда полагают, что грех, - это только то, когда люди делают что-то неправильное, но по этому стиху видно, что грехом является и то, чего человек не делает, хотя и должен. В принципе можно сказать, что мы должны не только быть безвредными, но и помогать другим. Писание учит, что Иисус творил добро (Деян. 10:38), и что мы должны делать добро (Гал. 6:10; Титу 2:14; 3:1; 1 Тим. 5:10; 2 Тим. 2:21; Ефес. 2:10; Евр. 10:24; Кол. 1:10; 1 Пет. 2:12). Поэтому, если христианин не помогает другим, то он грешит. Хотя ради справедливости надо отметить, что отрывок Иак. 4:17 не говорит о добре вообще. Если мы рассмотрим контекст, то чему противопоставляется “добро”? “Злу”, которым является тщеславие, надменность людей (4:16), которые строили свои планы относительного своего бизнеса в каком-то городе (13) и совершенно не учитывали, что жизнь коротка и зависит от воли Божьей (14,15). Поэтому строить планы и не учитывать волю Господа является грехом, кто же включает Бога в свои планы, тот делает добро. Вот этому учит данный отрывок.

3) “А сомневающийся, если ест, осуждается, потому что не по вере; а все, что не по вере, грех” (Рим. 14:23). Другими словами можно сказать, что когда человек поступает против своей совести, то это грех. Вера в этом отрывке - это личные убеждения человека, а не вера, как вероучение (Иуда 3), так как мы видим противопоставление: вера - сомнение. Да и вся глава до стиха 23 говорит о том, что является вопросами мнений (Рим. 14:1). Поэтому этот отрывок учит, что мы должны иметь полную убежденность в том, что мы делаем, и это является позволительным в глазах Бога. Но нельзя забывать, что совесть не может быть надежным путеводителем. Можно встретить многих людей, которые совершают поступки неугодные Богу, но их совесть при этом совсем не беспокоит их. Вспомните пример Савла, гнавшего Церковь, но убежденного, что он поступает по воле Божьей (Иоан. 16:2; Деян. 23:1; 24:16; 26:9). Поэтому крайне необходимо, чтобы человек воспитывал свою совесть на непогрешимом стандарте - слове Божьем, которое помогает человеку различать добро и зло (Евр. 5:14). Итак, если человек имеет право перед Богом что-то делать, и это не осуждается Им, но по каким-то причинам идет вразрез с личными убеждениями человека, то совершив это действие, человек согрешает.

4) “Всякая неправда есть грех” (1 Иоан. 5:17а), то есть любое противление Божьим законам является грехом. Писание говорит о законе Господнем, как о том, что является правдой, истиной. “Праведен Ты, Господи, и справедливы суды Твои. Откровения Твои, которые Ты заповедал, - правда и совершенная истина” (Пс. 118:137,138). Прочтите этот псалом и обратите внимание на то, что говорится о слове Иеговы (118:75,86,96,140,142,144,160,172). Апостол Иоанн говорит, что тот, “кто делает правду, тот праведен, подобно как Он праведен” (1 Иоан. 3:7). Следовательно тот, кто не поступает по правде, то есть по закону Господа, грешит против Него. Вспомните историю с первым царем Израиля Саулом. Ему было повелено полностью уничтожить всех амаликитян и все им принадлежавшее (1 Цар. 15:3). Саул заявил, что “исполнил слово Господа” (13,20), хотя оставил кое-что из самого лучшего. В действительности такие действия оказались непослушанием и непокорностью Богу (22,23), что является грехом (24).

Отрывок из Иеремии 11:1-11 также ясно показывает насколько важно внимать словам Бога живого, если же люди уклоняют ухо свое от слушания закона, то навлекают на себя Божий гнев и наказание. Этот принцип верен и в Новом Завете. У Христа есть закон (Гал. 6:2), которому надо повиноваться, зная о конечном результате (Гал. 6:7,8). Важно заметить, что Бог требует полного и точного исполнения Своей воли, не допуская никаких поправок. Это видно из примера с царем Саулом и сыновьями Аарона Надавом и Авиудом (Лев. 10:1,2). В чем заключалось непослушание сыновей Аарона? Не в том, что они нарушили определенную заповедь Господа, а привнесли то, чего “Он не велел им”. Поэтому надо сказать, что мы нарушаем волю Бога не только тогда, когда нарушаем определенные заповеди, но и тогда, когда делаем то, чего Господь нам не повелевал и не позволял. Вот важный принцип в Писаниях: делать только то, что позволяет Христос (Кол. 3:17), если же Библия ничего не говорит по какому-то вопросу, то этого делать нельзя.

В чем разница между 1 Иоан. 3:4 (“грех есть беззаконие”) и 1 Иоан. 5:17 (“Всякая неправда есть грех”)? 1 Иоан. 3:4 подчеркивает, что грехом является нарушение повелений Иеговы. 1 Иоан. 5:17 показывает, что грехом является несоблюдение повелений Иеговы. Некоторые люди полагают, что они не являются грешниками только потому, что они никого не убивали, ничего не украли или никогда не прелюбодействовали. Если это так, то это прекрасно, но вопрос состоит в том, а что они сделали, чтобы исполнить волю Божью? Посмотрите за что будут осуждены люди на последнем суде по словам Иисуса, записанным в Матфея 25:31-46? За то, чего они не сделали. Иисус проклял смоковницу за то, что она оказалась бесплодной, а не за то, что приносила какой-то вред (Мат. 21:19). Бог же желает, чтобы Его дети приносили плод (Иоан. 15:8; Рим. 7:4; 2 Пет. 1:8), поэтому христиане должны задаваться таким вопросом: “Что я могу сделать, чтобы Бог прославлялся и дело Божье процветало и распространялось?”

5) “Всякий, преступающий учение Христово и не пребывающий в нем не имеет Бога; пребывающий в учении Христовом имеет и Отца и Сына. Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его; ибо приветствующий его участвует в злых делах его” (2 Иоан. 9-11). Из этого отрывка становится понятно, что человек согрешает и тогда, когда одобряет и поддерживает лжеучения или действия, неугодные Богу, хотя сам в этом прямо не участвует, или не противостоит им. Каждый христианин должен понимать ответственность по защите слова Отца Небесного, хранить его от извращений и добавлений или убавлений (1 Пет. 3:15; Фил. 1:7,17). Иногда можно наблюдать терпимость христиан ко злу. С их стороны это объясняется такой идеей: “Не судите, да не судимы будете”. Но что в действительности стоит за этим? Нежелание провозглашать всю волю Божью, ибо она часто обличает и заставляет чувствовать согрешающих неспокойно. Бог ясно показывает, что является угодным Ему, а что нет, и мы должны держаться того, что благо в глазах Господа. Писание ясно определяет наше отношение к лжеучениям и ошибкам. Иоанна 7:24: “Не судите по наружности, но судите судом праведным” (то есть показывайте истинное положение вещей, давайте оценку в свете Писаний). Ефесянам 5:11: “И не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте”. 1 Фессалоникийцам 5:22: “Удерживайтесь от всякого рода зла”. Все эти отрывки ясно показывают, что мы можем и должны определять, что является злом и добром, что ложью и истиной, и поступать соответственно. Политика “у нас все нормально, у вас все нормально, все мы идем к Богу, но разными путями” - это политика сатаны. Путь же к Богу таков - знать учение Христово (факты о Христе и то, чему Он учил) и пребывать в нем (жить согласно ему) (2 Иоанна 9).

6) “А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем” (Мат. 5:28). Из сказанных слов Иисуса вытекает следующее: человек может согрешать в сердце, то есть в мыслях. И здесь Господь смотрит в самый корень проблемы. Совсем необязательно совершать прелюбодеяние или любой другой грех буквально, чтобы оказаться виновным в этом действии, и слова Иисуса тому доказательство. Грехи имеют начало в мыслях человека, но если они поддерживаются и развиваются, то воплощаются в фактических действиях (Мар. 7:20-23; Иак. 1:13-15). Поэтому, чтобы не согрешать ни в мыслях ни в поступках, нам надо помышлять о том, “что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала” (Фил. 4:8). Это не всегда легко сделать, но нам надо желать этого и стремиться к этому, и тогда Бог мира будет с нами. Очевидно, что понимание того, чем является грех, должно помочь нам распознавать грех в жизни и избегать его. Давайте ясно видеть, что грех, - это то, что Богу не угодно, и будем всеми силами стараться не согрешать.

Александр Зотов


  << Вернуться

2736084 (+2112)
42
0
24, 18
(С) 2008-2024, Церковь Христа (Христова) г. Киев.
Комментарии, замечания, пожелания и предложения адресуйте нашему вебмастеру
Размещено в дата центре компании dline.ua