Мир вам и дому вашему
Поиск по сайту:
Возлюби ближнего (2) 14.04.2009
[ Жизнь христианина ]

Возлюби ближнего (2)

Предыдущая часть Продолжение

Любовь к ближнему – это носить его бремя: "Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов" (Гал. 6:2). Бремя – это и материальная нужда, это душевное стеснение. Это и необходимость молиться о ближнем: "Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного" (Иак. 5:16).

Иногда говорят, что не следует усердствовать в помощи ближнему, потому что это развращает человека. Человеку, мол, следует самому и духовно расти, и научиться обеспечивать свои потребности. Это весьма здравая и логичная идея, но проблема в том, что этой идеи нет в Библии. Нет определения той границы, до которой ещё можно помогать ближнему, а после которой Христос уже не рекомендует. Христос говорит о другом: "Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию" (Рим. 15:2). Угождайте тем кто рядом, потому что Он Сам угождает нам.

Для такого служения надо перепрограммировать свое “реалистичное” мирское сознание, на “нелогичное” Божье. Возможно ли это? Да! Как это делать реально? Вспоминать о брате или сестре, разговаривать с ними и, если надо, помогать. Потом так же поступить еще раз, и еще раз, и еще раз… пока Христос не заберет к Себе. И так обо всех христианах в общине. Это труд, но Христос обещает освободить от других проблем: "Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам" (Мат. 6:33). Это труд, но этот труд приносит такую радость, что описать её не возможно словами. Людям в миру она практически не доступна. Христос говорит: "Никто не ищи своего, но каждый пользы другого" (1 Кор. 10:24). Это очень трудно. Но именно такой образ жизни и значит возлюбить Бога всем сердцем. Если сознание человека заполнено добрыми мыслями о других, то это значит сердце его заполнено Богом.

Бог делает добро Своим верным и радуется: "…радовался Господь, делая вам добро и умножая вас…" (Втор. 28:63), и "...С избытком даст тебе Господь Бог твой успех во всяком деле рук твоих, в плоде чрева твоего, в плоде скота твоего, в плоде земли твоей; ибо снова радоваться будет Господь о тебе, благодетельствуя тебе, как Он радовался об отцах твоих" (Втор. 30:9). Разве родители не стараются делать добро детям просто так? Разве не радуются вместе с ребенком? Если мы дети Божьи, то такими должны быть и мы: "Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены" (1 Кор. 12:26).

Христос учит нас, что вера – это милосердное отношение к ближнему: "Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: "идите с миром, грейтесь и питайтесь", но не даст им потребного для тела: что пользы? Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе" (Иак. 2:15-17). Но разве надо дожидаться, чтобы брат или сестра оказались наги или без дневного пропитания, и только тогда помогать. Но как иногда бывает в общинах, что о нужде человека узнают, когда получают от него заявление на оказание помощи. Ведь Христос учит: "...Будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте" (Рим. 12:10). И вот получается так, что нежность и любовь выделяется по заявлению. Нет заявления – нет нежности.

Вся активность человека, весь его потенциал дан ему ради помощи ближнему: "...И неблагообразные наши более благовидно покрываются, а благообразные наши не имеют в том нужды. Но Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном большее попечение, дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге" (1 Кор. 12:24,25).

Был однажды разговор на братском совете о выделении помощи. Ситуация была неоднозначная и мнения разделились в отношении того, оказывать помощь или нет. В разговоре промелькнула идея, не отличавшаяся христианской кротостью: “Может не надо рассматривать, кому как выделять. Пусть подходит с заявлением к казначею тот, кому надо, и получает сколько ему надо. Угождать, так угождать”. Но может быть, по-другому надо смотреть на ту потребность, что есть у брата или у сестры. Бог знает нашу нужду прежде наших просьб: "...Не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него" (Мат. 6:8). Может и нам надо уметь предусматривать нужду и предупреждать просьбу брата или сестры, а не глубокомысленно решать помогать или не помогать, когда уже просят. Может оказывать помощь раньше, чем человек попросит. Разве любящие родители не предусматривают таком образом потребности своих детей? Но это возможно только тогда, когда жить по Учению реально: "Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других. Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе" (Фил. 2:4,5), а не на словах.

Христос служил ближнему. Вся Его жизнь была именно служение, не угождение плотским людским капризам, а содействие каждому в том, чтобы тот попал на небеса. Христос лучше человека знал о том добре, что ждет его на небесах. Христос предупредил человеческие просьбы и моления о небесах еще до рождения, до сотворения человека.

Возлюби ближнего как самого себя. Эту заповедь в миру не исполняет никто. В этом нет ничего удивительного. Но практически никто ее не исполняет и в христианских общинах. Проявляется это и в повседневной жизни, и в экстремальных условиях, и при спокойной благополучной жизни, и в конфликтах. Известна притча о сумасшедшем, которую написал Ницше в своей книге: “Веселая наука”.

«Сумасшедший»

Вы не слышали о том сумасшедшем, который зажег фонарь средь бела дня на рынке и кричал непрестанно: "Я ищу Бога! Я ищу Бога!" Поскольку вокруг него стояло много тех, кто в Бога не верил, у них это вызывало хохот. "Он что, потерялся?" - спросил один. "Он потерял дорогу, как ребенок?" - поинтересовался другой. Или он прячется? Боится нас? Он отправляется в путешествие? Или эмигрирует?" Вот так кричали они и смеялись.

Безумец прыгнул в гущу толпы, сурово глядя на них. "Где Бог? - вскричал он, - Я скажу вам. Мы убили Его - вы и я. Все мы - его убийцы. Но как мы это сделали? Как мы смогли выпить море? Кто дал нам губку, чтоб стереть весь горизонт? Что мы делаем, отсоединяя землю от солнца? Куда она движется? Куда движемся мы? Прочь от всех солнц? А, может, мы просто постоянно падаем? Назад, в сторону, вперед - во всех направлениях. Остались ли вверх и вниз? Не заблудились ли мы в неопределенном НИЧТО? Не чувствуем ли мы дыхание пустоты? Не становится ли холоднее? Не покрыла ли нас долгая ночь?.. Бог мертв. Бог остается мертвым. И мы убили Его. Всё самое святое и могущественное, что когда-либо было в этом мире, истекло до смерти кровью под нашими ножами: кто смоет с нас эту кровь?"

Уж, конечно, Ницше не имел в виду смерть буквальную. Никто Бога не убивал, да и не может. Ницше писал о том, что «христианский» Запад забыл о личном милосердии, о любви к ближнему во всей полноте, во всех аспектах, о любви заботливой - как себя. Ближнего никто не любит так, как любит себя “дорогого”. Но это и есть нелюбовь к Богу. Вот потому Ницше и писал, что люди убили Бога, убили Бога в своих сердцах, убили Бога в реальной жизни. Ради своего комфорта и покоя люди пренебрегли ближним, значит пренебрегли и Богом.

Запад забыл (впрочем, знал ли?) о личном милосердии, православные верующие и не знали. Не знали о том, что именно угождать надо, и не только тому, кто нравится, но и тому, кто не очень нравится, да и тому, кто совсем не нравится. Личное милосердие – это не раздача копеечек на паперти, а угождение как самому себе: "Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь" (Ефес. 5:29).

Сейчас религиозный мир много говорит о грехе, о спасении, шумит, волнуется, пытается призвать всех к покаянию, но подавляющее число людей не идет к покаянию, люди не идут в христианские общины. Теологи и богословы ищут причину духовного застоя и отхода людей от веры. Объявляются виновными Декарт, Аристотель, Гегель, Дарвин, Маркс. В какой-то степени виновны – да! Но больше всего виновна собственная духовная лень современного христианина, его равнодушие и нелюбовь к ближнему.

Предыдущая часть Продолжение

Валерий Колесник


  << Вернуться

2735254 (+1282)
50
0
34, 16
(С) 2008-2024, Церковь Христа (Христова) г. Киев.
Комментарии, замечания, пожелания и предложения адресуйте нашему вебмастеру
Размещено в дата центре компании dline.ua