Мир вам и дому вашему
Поиск по сайту:
Об обличении 03.04.2009
[ Жизнь христианина ]

Об обличении

Прежде чем начинать обличать в соответствии с Матфея 18:15-17, надо задать себе вопрос: “Готов ли я провести процедуру обличения по всей схеме?” - или после первого шага процедура завершится, потому что мне уже не хочется говорить об этом дальше. Вполне может оказаться, что в последнем случае придется извиняться перед братом самому, потому что с моей стороны было не обличение, а только навязывание собственного мнения. Необходимо задать себе вопрос: “Хватит ли мне мужества пойти в своем обличении до конца?”

Прежде чем заявлять о том, что меня обидели, надо задать себе вопрос: “Меня реально обидели или мне просто не нравится то, что говорят или делают в отношении меня?” Возможно, что реальной обиды и не было.

Прежде чем обличать брата во грехе, надо сначала для себя дать правильную оценку этому греху. То есть надо разобраться, действительно ли нарушено учение Христа или отвергается чье-то мнение, нарушается чья-то произвольно установленная заповедь? Если речь идет не о явном грехе, то лучше промолчать. И уже обязательно надо молчать, если заранее известно, что у человека иное мнение по этому вопросу.

Недопустимо обсуждать смысл и содержание обличаемого греха с третьими лицами до того, как будет выполнен первый пункт: "Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего" (Мат. 18:15).

Недопустимо обсуждать публично грех до того, как будет выполнен второй пункт: "...Если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово" (Мат. 18:16).

Если грех действительно был совершен, но никто кроме обличаемого и обличителя не был свидетелем происшедшего, а после первого пункта не достигнуто согласие, примирение, не наступило покаяние, то второй пункт выполнять не следует. Скорее всего окажется, что обличаемый человек лукав и при третьих лицах откажется от поступка или от слов (даже если виновен). И разрешить конфликт окажется делом невозможным. Свидетели окажутся в недоумении и в сомнении. В плохом положении окажется тот, кто пытался обличать. Он это делал искренне, но на него может лечь подозрение, будто он пытается оклеветать несогрешившего брата. В плохом положении он окажется ещё и потому, что должен будет прекратить общение с обличаемым, кто для него несомненный грешник: "Но я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе" (1 Кор. 5:11).

Точно также и обличитель может обманывать. При этом будет оскорблен и унижен тот, кого попытались обличать, так как обличение было ложным (его оклеветали). Также и он должен будет прекратить общение с обличителем, так как тот его обличал ложно и в отношении его совершил грех. Для него так называемый “обличитель” - явный несомненный грешник (1 Кор. 5:11).

В обоих случаях в церкви есть проблема. Если нет свидетелей греха, то в обоих случаях проводить второй пункт и нецелесообразно, и вредно для церкви. Выход остается один: тому, кто богобоязнен и искренен, надо ждать и просить Бога в молитвах о том, чтобы грех стал виден и, чтобы, в конце концов, грех был устранен.

Недопустимо извинение такого типа: “Если я тебя обидел, то извини”. При извинении необходимо четко назвать совершенный грех ("Многие же из уверовавших приходили, исповедуя и открывая дела свои" (Деян. 19:18) и "Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды" (1 Иоан. 1:9)) и просить прощения безусловно, без каких-либо “если”. Исследуя эту тему, надо поразмышлять в следующем направлении: как быть в том случае, когда сказано было плохое слово в адрес брата, а он, будучи духовно зрелым, не обиделся? Если брат не обиделся, то разве грех не был совершен? Грех совершен. И просить прощения необходимо независимо от того, обиделся брат или нет.

Нельзя обличение превращать в шутку: “Я пошутил” ("Также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам, а, напротив, благодарение", Ефес. 5:4).

Недопустимо разговаривать с эмоциями: в гневе, в раздражении, с унынием, с желанием унизить оппонента: "Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас" (Ефес. 4:31); "А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших" (Кол. 3:8).

Не должно быть страха обличать брата в грехе. Недопустим в общине страх перед возрастом брата, перед его авторитетом, перед его возможностями или его положением в миру. Обличение движимо не гневом, а состраданием и желанием спасти согрешившего от погибели, от геенны. В душе христианина (обиженного и/или свидетеля) по отношению к согрешившему не должно быть ложного чувства обязанности, не должно быть желания угодить или желания оправдать. Не должно также быть стыда в том, чтобы обличать, если грех затрагивает интимные подробности. Не должно быть стыда ни в каком случае.

Иногда до обличения не доводят также потому, что не хотят огорчать согрешившего, так как он уважаемый брат или уважаемая сестра. Это также ложное сочувствие. Брат или сестра разделены с Богом, и ради них надо переступить через свои плотские чувства.

Надо выяснять грех до конца. Грех надо назвать точно и в соответствии со словом Божьим: "Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои" (Мат. 3:5,6); "Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим" (Лук. 15:21). Это в интересах, прежде всего, самого согрешившего. Он будет спасен для вечной жизни. Когда свидетели, видя грех, недоумевают в отношении согрешившего: “Что здесь такого? Что он такого сделал?” - то они либо лукавят, либо искренне не понимают произошедшего. В обоих случаях есть проблема. В первом – лукавство свидетелей, во втором – беспомощность свидетелей, а возможно и церкви, в понимании Учения Христа.

Когда причиной спора или конфликта был грех одного человека, то будет непродуктивным разрешение этого спора так, что все участники приняли решение не вспоминать все, что было сказано или сделано. Это нужно сделать всем после покаяния. Но согрешивший должен лично признать свой грех и покаяться, иначе он остается в грехе и разделен с Богом. Это важно для согрешившего и только для него одного.

Согрешивший обязан признать и объявить все свои согрешения. Нельзя извиниться за все сказанное или сделанное пакетом. Нельзя просто предложить: “Давайте не будем вспоминать”. Если даже одно из обвинений или одна из обид не объяснена обидчиком, то для обиженного это преткновение. Естественно, что обиженный должен простить и не вспоминать всё (не “вспоминать”, но не “забыть”, так как это может оказаться сложным или даже невозможным). Но также естественно за всё извиниться. Пакетное извинение оставляет повод для сомнений или для недоумения обиженному или свидетелям. Они могут думать, что он о чем-то из сказанного им забыл. Если он действительно забыл, да и просто для предупреждения любых сомнений, обидчику полезно самому спросить, не остались ли к нему вопросы или претензии. Как свидетели, так и обиженный могут подумать, что в каком-то упреке он остается прав. Если это действительно так, то конфликт полностью еще не разрешен. Его просто загнали вглубь сознания. В любом случае обидчик не должен давать никакого повода для сомнений в его поведении. Его покаяние должно быть искренним, осознанным и полным.

Иногда согрешивший брат может не понимать, в чем его прегрешение. В таких случаях более зрелые братья должны молить Бога о его прозрении: "Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать" (Рим. 15:1). Но брату надо бы осознать, что он все равно разделен с Богом.

Надо стараться воздерживаться от замечаний в адрес братьев и сестер. Замечания допустимы только после десятого или двадцатого намерения, только после того как необходимость в замечании возникла уже раз двадцать. До этого надо просить Бога, чтобы отпала необходимость делать замечание. Практически любое замечание может превратиться в необоснованный упрек, может оказаться обидным.

В каких-то случаях, ради сохранения мира в общине, возможно, надо примириться, оставшись обиженным и не получив извинений: "И то уже весьма унизительно для вас, что вы имеете тяжбы между собою. Для чего бы вам лучше не оставаться обиженными? для чего бы вам лучше не терпеть лишения?" (1 Кор. 6:7). Но церковь все равно со временем, когда страсти и эмоции улягутся, должна проанализировать грех и сделать выводы, а также сделать все необходимое, чтобы это не повторилось в будущем.

В отношении брата могут возникнуть сомнения или предположения, не согрешил ли он. Несущественно, на основании чего появились эти подозрения. В таких случаях не надо торопиться выяснять у кого-то или переспрашивать у брата, не согрешил ли он. Мои сомнения – это, прежде всего, мои сомнения, это мое испытание и мой соблазн. И я сам должен его пройти. Любовь всему верит и не мыслит зла. Я должен настроить себя так, что брат не согрешил, и я не должен сомневаться в поведении брата. По крайней мере, до тех пор, пока абсолютно точно не подтвердится то, что брат согрешил. Также надо молить Бога, чтобы слухи или мои сомнения не подтвердились. Но если я, сомневаясь в праведности брата, начинаю его расспрашивать о его предполагаемом грехе, то я свое испытание перекладываю на плечи брата. Если брат не согрешил, то реакция может быть самая различная. Брат может просто рассмеяться и тут же забыть о вопросе, но может тяжело обидеться. Если же согрешил, то может и подтвердить, но может, смалодушничав, отрицать согрешение. Если брат согрешил и подтвердил это, то обличение должно быть очень корректным. Строгое обличение в этот момент может обидеть брата. Более корректным будет переспросить его, осознает ли он то, что согрешил, покаялся ли он, понимает ли, что он сделал и т.п. А обличение должно последовать позже, по обстановке.

Валерий Колесник


  << Вернуться

2739276 (+1411)
52
0
27, 25
(С) 2008-2024, Церковь Христа (Христова) г. Киев.
Комментарии, замечания, пожелания и предложения адресуйте нашему вебмастеру
Размещено в дата центре компании dline.ua