Мир вам и дому вашему
Поиск по сайту:
Умеем ли мы прощать? 07.02.2009
[ Жизнь христианина ]

Умеем ли мы прощать?

Задумывались ли вы о способах решения конфликтов? Первое и самое трудное – научиться прощать. Уметь подавлять чувство горечи и обиды, научиться прощать и принимать прощение. Стать христианином – это не означает быть абсолютно безгрешным («Если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас», 1 Иоан. 1:8). Конфликты возможны. Мир, который нас окружает, насыщен проблемами, конфликтами, обидами. Нужно научиться решать эти проблемы, чтобы они не сказывались на единстве тела Христова («Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми», Рим. 12:18).

Прощение – это то, что позволяет нам сблизиться, снижает трение между нами. Может ли человек, не умеющий прощать, быть хорошим другом, отцом, братом? И не важно, какой у нас уровень образования, социальный статус, финансовое положение, любые, даже самые близкие, отношения могут быть разрушены, если не научимся прощать, если конфликты будут оставаться в памяти.

Одиночество – неизбежный результат неумения прощать. Возможна ли настоящая, крепкая дружба без умения прощать? Будет ли единство в семье, если ее члены не умеют прощать? В нас должна быть вера в то, что если мы оступимся, те, кого мы любим, смогут понять, простить и помочь нам; что наши ошибки не скажутся на наших отношениях, и мы будем по-прежнему любимыми и прощёнными.

Если конфликт случился, спросите себя:

(1) Вижу ли я, казалось бы, в самой безнадежной ситуации возможность не для разрыва, а для укрепления отношений?

(2) Пытаюсь ли я понять того, кто обидел меня?

(3) Даю ли я место Богу в разрешении конфликтов?

(4) То, что произошло, зависело ли от меня, или случившееся есть результат накопившихся проблем?

Прощение – это не наша прихоть, это воля Божья («И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши. Если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших», Мар. 11:25,26). Абсолютно очевидно, что от умения прощать зависят наши отношения с Отцом Небесным. Не научившись прощать, мы рискуем быть не услышанными Богом. Что может быть страшнее? И мы можем научиться прощать, ведь основой для этого служит Божье прощение. Если Бог прощает нас, как можем мы не научиться прощать своих ближних? Наше умение прощать основывается на Божьей жертвенной любви («Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную», Иоан. 3:16).

Прощение – это не замалчивание греха («Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех», Иак. 4:17). Результат прощения – наше примирение с Богом и друг с другом, и оно невозможно на основе замалчивания греха. Прощение – это активное проявление любви, которая заставляет нас брать инициативу на себя.

Умеем ли мы прощать?

Вам, наверное, не раз приходилось слышать: «Если я чем-то вас обидел, простите меня!» Правильно ли это? Ведь фактически говоря так, мы перекладываем свою ответственность за свои проступки на другого человека. Пусть теперь у других голова болит, пусть они вспоминают, а я теперь спокоен… Просьба о прощении всегда должна быть конкретной, когда мы просим о прощении, тем самым не только признаем проблему, но и ответственность за её решение. Настоящее прощение не подсчитывает обид и не выдвигает условий. Я не могу сказать: «Все, я уже прощал тебя целых пять раз, моё терпение лопнуло, больше не прощу…». Помните ответ Христа апостолу Петру о том, сколько раз нужно прощать? «Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз» (Мат. 18:22).

Прощение – это не чувство, иначе бы мы прощали только своих друзей и близких. Прощение – это результат усилия воли по образцу Божьей любви («А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных… Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный», Мат. 5:44,45,48).

Прощать – это не значит притворяться и делать вид, что ничего не произошло. Если мы так поступаем, то можем быть уверены в том, что конфликтная ситуация обязательно повторится.

Простить – это не значит забыть, скорее всего, вы будете помнить о том, что случилось, но это значит не быть злопамятным. Следует помнить, что прошлые обиды не должны быть причиной для гнева и раздражения в настоящем. Если прощаем, то прощаем от всего сердца раз и навсегда. Вспомните притчу о рабе, который не простил своего должника, хотя долги самого раба были прощены царём. В наказание за свое жестокое сердце раб был брошен царем в темницу («Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его», Мат. 18:35).

Побудительной причиной для того, чтобы мы прощали других, есть то, что Христос простил всех нас («Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы», Кол. 3:12,13). Когда мы прощаем кого-либо, это, к сожалению, совсем не означает, что человек исправится, но это также не значит, что мы не должны анализировать и стараться понять причину конфликта. Если не сделаем этого, конфликт повторится, и не раз. Мы все в одной лодке и «обречены» на общение друг с другом, поэтому конфликты, к сожалению, возможны. Настоящая любовь всегда готова простить.

Умеем ли мы прощать?

Что же такое прощение? Это проявление слабости или силы? Кто-то считает, что прощение – это проявление слабости. Как раз наоборот, прощение – это проявление силы любви. В греческом языке для такой любви есть особое слово «агапе». Вот некоторые определения этого слова: это искреннее и страстное желание добра любимому, активное и бескорыстное проявление интереса к нему; любовь к человеку, характеризующаяся желанием делать то, что более всего полезно любимому. Некоторые авторы определяют «агапе» как «активное проявление доброй воли».

Бог показывает нам пример любви «агапе», ведь Он любил нас еще тогда, когда мы были грешниками («Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками. Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровию Его, спасемся Им от гнева», Рим. 5:8,9).

Если бы Бог не любил нас, мы бы были обречены и погибли в своих грехах. Бог первым сделал нам шаг навстречу. Прощая, мы берем инициативу на себя и делаем первый шаг к примирению. Это не слабость, а проявление силы любви. Не ждать, когда простят нас, а самому искать примирения. Не этому ли учит Иисус? «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мат. 5:23,24).

Стремимся ли мы сохранить единство в теле Христовом? Прощение, как активное проявление любви, способствует сохранению единства церкви («но истинною любовью все возращали в Того, Который есть глава Христос, из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви», Ефес. 4:15).

Способность прощать – это признак обновленного ума, показатель духовного роста христианина. Можем ли мы смирять себя, подавлять собственные эмоции, гордость, раздражение – все то, что является присущим прежнему образу жизни «ветхого человека», который следует отложить и одеться в нового человека, созданного по Богу, человека доброго, могущего проявлять сострадание («отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины… но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас», Ефес. 4:22-24,32).

О человек, созданный по Богу, подумай об этом. Что это значит применительно к умению прощать? Это значит, что, прощая, мы показываем всем Божий характер, характер Христа. Это доброе влияние, которое мы оказываем на тех, кто рядом.

Умеем ли мы прощать?

Почему мы не прощаем? Одна из причин – это страх. Страх проявить свою «слабость». Хочется быть сильным, волевым человеком. Но простить – не значит проявить слабость. Разве можно назвать Христа слабым? Будучи распят, Он просил Отца простить Своих мучителей («И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону. Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают. И делили одежды Его, бросая жребий», Луки 23:33,34). Он умер, чтобы наши грехи были прощены; разве это можно назвать слабостью? Мы можем бояться того, что нам нанесут новую обиду. Что ж, такое может случиться. Но это не должно нас пугать. То, что мы пытаемся исправить ситуацию к лучшему, это правильно с Божьей точки зрения. Гоните от себя страх («Что же сказать на это? Если Бог за нас, кто против нас?», Рим. 8:31).

От прощения нас может удерживать жалость к самим себе. В какой то момент можно подумать: «Меня обижали много, много раз, более чем кого-либо другого. Всё, моему терпению пришел конец. Я не буду больше прощать». В таких ситуациях испытывается наша вера. Хотим быть совершенными в глазах Божьих, – прогоним жалость к себе. Вера христианина – вера испытанная («С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка», Иак. 1:2-4).

Гордость также не позволяет нам прощать. Почему именно я должен сделать первый шаг к примирению? Гоните от себя гордыню («Но тем большую дает благодать; посему и сказано: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать», Иак. 4:6).

Зависть – это то, что не позволяет нам прощать. Зависть к благополучию и успеху других перерастает в подозрительность и ненависть. Какое уж тут прощение! Трудно простить человека, который имеет то, что, как мы думаем, должно принадлежать нам.

Вспомните истоки конфликта Давида и Саула («И восклицали игравшие женщины, говоря: Саул победил тысячи, а Давид - десятки тысяч! И Саул сильно огорчился, и сказал: Давиду дали десятки тысяч, а мне тысячи; ему недостает только царства. И с того дня и потом подозрительно смотрел Саул на Давида», 1 Цар. 18:7-9).

Прощению мешает то, что мы перекладываем свою вину на другого. К сожалению, это случается достаточно часто. Существует проблема под названием «Я всегда прав». Нужно уметь трезво оценивать ситуацию, смотреть на себя и исследовать, прежде всего, самого себя. Может быть, в случившемся конфликте есть и моя вина («Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследывайте. Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то, чем должны быть», 2 Кор. 13:5).

Умеем ли мы прощать?

Игорь Олефира


  << Вернуться

Случайные публикации
2734393 (+421)
50
0
29, 21
(С) 2008-2024, Церковь Христа (Христова) г. Киев.
Комментарии, замечания, пожелания и предложения адресуйте нашему вебмастеру
Размещено в дата центре компании dline.ua