Мир вам и дому вашему
Поиск по сайту:
Как насчет страданий? 10.06.2009
[ Творение, эволюция ]

Как насчет страданий?

Одним из любимых доводов атеистов против веры в Бога является существование в этом мире зла, боли и страданий. Один атеист выразил это в следующих словах: "Загорается дом, в котором гибнет от мучительных ожогов шестимесячный ребенок. Будет ли мыслимо называть "хорошим" какого-либо человека, в чьих силах было спасти этого ребёнка, и, все же, он не захотел сделать этого? У Бога, вне всякого сомнения, есть эта сила, и, все же, Он отказался помочь. Можем ли мы называть Бога "хорошим"? (B.C. Johnson, "Помощь атеисту в ведении дискуссий", 1981)

Довод атеистов

Традиционно, этот довод состоит из четырех утверждений:

1) Христиане заявляют, что Бог является всезнающим; 2) что Он является всемогущим; и 3) что Он является вселюбящим; но 4) при этом существуют боль и страдания. По убеждению атеистов, все эти четыре утверждения не могут быть истинными одновременно. Его довод прозвучал бы следующим образом: "Если Бог не знает о существовании боли и страданий, Его нельзя назвать всезнающим; если же Он знает, но не в состоянии остановить это, тогда Он не является всемогущим; если Он знает об этом и может остановить это, но не хочет, в таком случае, Он не есть вселюбящий. Если Он не является всезнающим, всемогущим и вселюбящим, тогда Он – не Бог". Таким образом, атеисты полагают, что существование страданий является доводом против существования Бога. Но эти обвинения – ложны.

Разрешение "проблемы"

Хотя никто не должен быть настолько самонадеянным, чтобы заявлять, что у него имеются все ответы на этот сложный вопрос, все же, имеется достаточно информации, для того чтобы устранить его как препятствие для нашей веры (2 Петр. 1:3). И в самом деле, мы можем твердо утверждать, что Бог Библии действительно существует, даже при том, что в нашем мире есть зло, боль и страдания.

Во-первых: мы ещё раз подчёркиваем тот факт, что Бог является всезнающим (Пс. 138; 1 Иоан. 3:20: "ибо если сердце наше осуждает нас, то кольми паче Бог, потому что Бог больше сердца нашего и знает все"), что Он – вселюбящий (1 Иоан. 4:8,16: "Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь ... И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем"), и что Он есть всемогущий (Иер. 32:17: "`о, Господи Боже! Ты сотворил небо и землю великою силою Твоею и простертою мышцею; для Тебя ничего нет невозможного"). Мы также признаём и существование страданий. Было бы неразумно отрицать это.

Во-вторых: мы замечаем, что страдание является, в конечном итоге, результатом существования греха в нашем мире. Об этом свидетельствует вся история человечества. Перед тем как грех вошёл в мир, родным домом человека был райский сад. После грехопадения положение дел ухудшилось. Фактически, грех стал настолько распространённым, что пришлось очищать весь земной шар от его нечестивых обитателей посредством всемирного потопа (Быт. 6:5: "И увидел Господь [Бог], что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время"). Мы никогда не сможем полностью узнать обо всех геофизических последствиях потопа, но очевидным кажется тот факт, что окружающая среда человека коренным образом изменилась (одним из ярких доказательств этого является значительно сократившаяся после Потопа продолжительность человеческой жизни), – и всё из-за воздействия греха.

Страдания приходят к нам из самых разнообразных источников. Мы все знакомы с тем фактом, что мы зачастую страдаем в результате своих собственных ошибок и грехов. Обратите внимание на следующий пример, приведенный Соломоном: "У кого вой? У кого стон? У кого ссоры? У кого горе? У кого раны без причины? У кого багровые глаза? У тех, которые долго сидят за вином, которые приходят отыскивать вина приправленного" (Прит. 23:29,30). Или же вспомните о страданиях, перенесённых блудным сыном (Лук.15). Страдания также приходят к нам в результате грехов других людей. Подумайте о матери, которая по небрежности заражает своего ребёнка СПИДом или о семье пьяницы. Кроме этого, страдание часто приходит как результат того, что общество, в котором живёт человек, отвергает Бога (например, пленение Израиля и Иуды; современная Индия). Снова и снова мы имеем напоминание о том, что грех является первоначальным источником страданий.

В-третьих: мы видим, что природа человека такова, что приход зла в мир (с последующими страданиями) был всегда возможным.

Человек, по существу, состоит из двух элементов: "И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его" (Еккл. 12:7) Прах был тем же материалом, который Бог использовал для того чтобы создать первого человека (Быт. 2:7), а дух это та наша часть, которая была сотворена по Божьему образу (Быт. 1:26,27; см. также Иоан. 4:24 и Лук. 24:39). Духовная природа человека отделяет его от животного мира и, это, вероятно, наилучшим образом видно в способности человека пользоваться свободой выбора. Человек не является созданием, ведомым при помощи инстинкта; напротив, он постоянно делает моральный выбор. Это видно из первоначальной ситуации в Эдемском саду (Быт. 2:16,17; 3:1-7). Был позволен выбор, и в конце концов, был сделан именно плохой выбор. От Книги Бытие до Книги Откровение Бог постоянно подчеркивает способность человека делать правильный выбор (например, Иис.Н. 24:15: "Если же не угодно вам служить Господу, то изберите себе ныне, кому служить, богам ли, которым служили отцы ваши, бывшие за рекою, или богам Аморреев, в земле которых живете; а я и дом мой будем служить Господу, [ибо Он свят]"; Иез. 3:17-21: "сын человеческий! Я поставил тебя стражем дому Израилеву, и ты будешь слушать слово из уст Моих, и будешь вразумлять их от Меня. Когда Я скажу беззаконнику: `смертью умрешь!', а ты не будешь вразумлять его и говорить, чтобы остеречь беззаконника от беззаконного пути его, чтобы он жив был, то беззаконник тот умрет в беззаконии своем, и Я взыщу кровь его от рук твоих. Но если ты вразумлял беззаконника, а он не обратился от беззакония своего и от беззаконного пути своего, то он умрет в беззаконии своем, а ты спас душу твою. И если праведник отступит от правды своей и поступит беззаконно, когда Я положу пред ним преткновение, и он умрет, то, если ты не вразумлял его, он умрет за грех свой, и не припомнятся ему праведные дела его, какие делал он; и Я взыщу кровь его от рук твоих. Если же ты будешь вразумлять праведника, чтобы праведник не согрешил, и он не согрешит, то и он жив будет, потому что был вразумлен, и ты спас душу твою"). По этой причине суд станет тем временем, когда "всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое" (2 Кор. 5:10).

Часто можно услышать следующее недовольное замечание: "Почему Бог сделал человека со способностью грешить, посредством чего страдание вошло в этот мир?" Отвечая на это, необходимо, прежде всего, помнить о том, что у Бога было только два выбора касательно сотворения человека: 1) сделать человека со способностью делать моральный выбор; 2) сделать человека без способности делать моральный выбор. Бог решил создать человека как творение со свободой выбора, а не как робота, который в точности исполнял бы только то, на что его запрограммировал Создатель. Право же, говорить, что Богу не следовало создавать человека с потенциальной возможностью грешить - это всё равно, что говорить, что Бог не должен был создавать человека вообще. А кроме того, кто захотел бы отказаться от своего права иметь свободу выбора?

В-четвертых: мы еще раз подчеркиваем тот факт, что хотя зло и существует (что является источником страданий), всё же, нет зла в существовании зла. Это видно, по крайней мере, в трёх моментах: 1) Боль и страдания зачастую бывают полезными. Боль говорит нам о том, что пора кушать; боль указывает на то, что мы получаем ожог; боль позволяет нам узнать о потребности пойти к врачу, и т.д. 2) Боль и страдания часто способствуют духовному развитию человека. Стихийные бедствия и катастрофы напоминают нам о бренности жизни. Страдания помогают нам избегать слишком сильной привязанности к сфере материального. Страдания часто помогают человеку обратиться к Богу. 3) Зная о Творце и Его замечательном плане искупления для человечества, кажется, что этот мир отвечает тем целям, для которых Бог создал этот мир (то есть Он является идеальным для того, чтобы подготовить нас к небесам).

Заключение

Похоже, есть определённая важность в понимании того, что хотя Бог и знал, что человек согрешит, Он, всё же, создал его. Человек должен решить, будет ли он проявлять свою добрую волю и жить в гармонии с желаниями Создателя или жить в противлении (Иис.Н. 24:15; Мат. 11:28-30: "Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко"). В свете всего того, что Бог сделал ради человека, чтобы решить проблему зла и страдания (особенно посредством креста), то кто такой человек, чтобы надменно обвинять Бога в этом?

Брэд Т. Бромлинг


  << Вернуться

2734908 (+936)
51
0
27, 24
(С) 2008-2024, Церковь Христа (Христова) г. Киев.
Комментарии, замечания, пожелания и предложения адресуйте нашему вебмастеру
Размещено в дата центре компании dline.ua